Ситуация в машиностроении оценивается как сложная: признаки спада производства в российском машиностроении обозначились примерно тогда же, когда начался инвестиционный спад в стране — на рубеже 2012 и 2013 годов. С тех пор динамика производства в машиностроительном комплексе была очень неустойчивой, но в 2015 году сформировался стабильный понижательный тренд. По итогам первого полугодия отрасль продемонстрировала свой худший результат за последние шесть лет. Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в январе-июне 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 13,1%. Более глубокий спад в обрабатывающем комплексе наблюдался только в кожевенно-обувной промышленности.
Таким образом, ситуация в российском машиностроении крайне тяжелая, и она пока не улучшается. Тем не менее, в качестве утешения, следует напомнить, что шесть лет назад ситуация была еще более печальной. Тогда спад по итогам полугодия составлял 38%, то есть почти в три раза глубже. Кроме того, шесть лет назад обвальное снижение производства наблюдалось во всех машиностроительных секторах, тогда как в 2015 году в двух из двенадцати подотраслей динамика производства была положительной.
В частности, очень удивителен на данном этапе результат станкостроения. Эта подотрасль, как правило, наиболее чувствительная к любому, даже незначительному, ухудшению инвестиционной активности, продемонстрировала по итогам первого полугодия рост производства, причем довольно солидный — на 15,7%. По мнению экспертов РИА Рейтинг, такой результат в станкостроении можно объяснить только фактором импортозамещения, а не выполнением каких-то разовых заказов, так как увеличение производства произошло по всем основным видам станочной продукции. В том числе, производство кузнечно-прессовых машин выросло в 2,0 раза до рекордного за последние несколько лет уровня, деревообрабатывающих станков — на 9,2%, металлообрабатывающих станков — на 3,4%. Также положительная динамика отмечена по итогам полугодия в подотрасли "производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов". Рост производства здесь составил в годовом сравнении 3,8%. Данный факт тоже можно отнести на счет импортозамещения, но при этом следует учитывать, что оценка объема производства большей части продукции этой подотрасли проводится в рублях, поэтому в условиях крайней нестабильности валютного курса здесь не исключены статистические искажения при оценке.
В остальных десяти машиностроительных подотраслях чуда не произошло, и спад производства по итогам полугодия был довольно глубоким, хотя и не таким глубоким, как в 2009 году. В том числе существенный спад зафиксирован в производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств, тогда как в I полугодии прошлого года эта подотрасль продемонстрировала рост производства более чем на 30% за счет резкого увеличения выпуска продукции военного назначения. По всей видимости, в текущем году выполнение оборонного заказа проходит не так активно, как годом ранее. Кроме того, причиной спада можно считать долгосрочный цикл производства некоторых видов военной техники, например, судостроительной продукции. Наблюдаемый глубокий спад в машиностроительном секторе обусловлен падением инвестиций в основной капитал и соответствующим снижением спроса на оборудование инвестиционного характера, а также сокращением потребительского спроса на легковые автомобили и бытовую технику. Плюс к этому, некоторые машиностроительные подотрасли столкнулись с кризисом перенасыщения рынка из-за бурного роста производства в предыдущие годы. В частности, избыток вагонного парка привел к резкому падению производства грузовых вагонов, а избыток электрогенерирующих мощностей – к снижению выпуска турбин и генераторов.
Кроме того, в текущем году машиностроительные предприятия испытывают ряд проблем, не связанных напрямую со снижением спроса. Во-первых, это повышение ставок по кредитам. Во-вторых, резкий рост рублевых цен на материалы, и прежде всего на стальной прокат, который произошел из-за стремления внутренних цен к экспортному паритету. Действие фактора импортозамещения, как уже сказано выше, имело место, но не смогло в полной мере компенсировать резкого падения внутреннего спроса. Его положительное действие, в основном, сказалось в том, что российские производители отечественной техники стали увеличивать свою долю на внутреннем рынке за счет существенного сокращения импорта машиностроительной продукции, но при этом производство и продажи отечественной техники преимущественно снижались.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, в III квартале спад производства в машиностроительном секторе может еще более углубиться. Замедления спада можно ожидать только в ноябре-декабре за счет фактора низкой базы, а возобновления положительной динамики — не ранее II квартала следующего года. В целом по итогам 2015 года спад производства в машиностроительном секторе составит около 15%.