Создание новых видов двигателей для космических ракет является одной из приоритетных задач мировых аэрокосмических агентств. И недавно стало известно, что специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» разработали и запатентовали новый вид электроракетного двигателя, использующего реактивный йод. Более того, в ближайшее время планируется начать первые серьезные испытания системы.
Идея использования реактивного йода в качестве топлива не нова. Ее предложил в еще 90-х годах старший научный сотрудник Корпорации Валерий Островский. И лишь в середине 2000-х компании удалось получить необходимые патенты. Работы над новым типом двигателя стартовали в 2012 году. Первые версии устройства были оборудованы газораспределительным устройством, запуск производился на ксеноне, а йод поддерживал разряд. Затем конструкторы приступили к разработке системы подачи йода.
Преимуществом такого подхода является высокая экономичность. В существующих электроракетных двигателях в качестве рабочего тела используется ксенон, который крайне дорог. Также система подачи и хранения ксенона достаточно сложная, что увеличивает габариты и массу двигательной установки. Йод же отлично хранится в твердом состоянии и может быть легко превращен в газ. Но и это еще не все: в такой системе возможна и рециркуляция йода, что значительно экономит топливо.